Камертон души

КОРНИ-ДРЕВА, КОНИ, ЛЮДИ И МИР ИВАНА ЯМБЕРДОВА

Наедине со своей картиной. Фото Петра Васильева.
«Табун Ивана Ямбердова» - так назвал свою новую выставку картин, которая недавно открылась в Республиканском выставочном зале, наш прекрасный марийский художник, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии республики Иван Михайлович Ямбердов. И тут у него действительно табун! Кони, лошади, одни только они среди людей и природы, среди разломанных древ, среди просторов Вселенной. И они, именно, как люди, в них так много от мира людей - ведь кони постоянно, всегда, были с человеком! - что они уже неотъемлемая часть человека, человека трудящегося, человека - пахаря земли.
Для художника лошадь - символ жизни, символ его труда для жизни, символ гордости за выполненный долг перед жизнью, символ Любви! Все! Все вместили они! Вот «Мать» (1994) - и белая лошадь в сумерках- муках смотрит почти человечьими - и даже именно человечьими! Нет, даже больше! Божьими! - глазами на зрителя. Она собирается принести Миру жеребеночка-кровиночку, она смотрит и будто думает: а как этот Мир? Ждет ли ее жеребеночка? Нужен ли он? Да, нужен! Миру нужна Жизнь! Но у матери и тревога - будет ли все хорошо? Будет ли жеребеночку счастье в Мире, счастье и трудиться и бегать резво по цветущему лугу… и потом любить кого-то, который тоже еще не народился, быть может, но для него уж точно готовится! Будет! Какой смысл сильный в такой вроде бы внешне, казалось бы простой, но прекрасной картине-символе.
Картины Ивана Ямбердова тем сильны, что они, как Символы, именно символы Жизни и Человека в Мире. Вот «Встреча» (2002) - здесь конь и лошадь возле, а вот они уже в радуге воссоздания новой жизни взметнулись ввысь и к друг другу. Эта картина из триптиха «Жизнь». Здесь они в таком соцветии красок, что точно верится - это Пик Красоты и Любви, Гармонии! Художник вообще прославляет жизнь и ее яркость, могущество. Для этого он создал именно свой неповторимый колорит, который не спутаешь ни с каким другим у других художников. В торжественный момент открытия персональной выставки в июле 2002 г. в Республиканском музее изобразительных искусств. Фото Петра Васильева.
Точно также и невозможно не узнать Ивана Ямбердова по его древо-корням, по его людям. Вот дед Мирон в центре картины «Поколение» (1987) сидит, возле него тихо уходит из жизни жена его - закончился ее круг и она спокойна - но справа внучка их с правнуком - никто не зря жил, ждет и прожил жизнь - а в другом углу полотна - в сумерках - кони… там в окне. И они тоже - жизнь. Так что и справа и слева от мудрости - деда Мирона - несмотря на умирание его жены - именно жизнь. В этом вера в бессмертие жизни Ивана Ямбердова! Да, здесь видно, что это художник-мыслитель, умеющий обобщать и создавать само течение времени, что в живописи непростая задача, и многие, даже титаны, с ней не всегда справлялись также онтологично-сильно.
Иван Ямбердов и силен именно тем, что он мыслит о человеке и его мире, вообще Мире именно глубоко вселенски. Его кони, лошади - это именно Сила, сама Вселенная! Они - часть ее! Они неостановимы! Как. «Радужный табун» художника! Кто может остановить Силу Мира, да и даже силу человека? Всех людей? Эта сила вечна, потому что она бесконечно многообразна. Как и лошади Ивана Ямбердова. Все такие разные. Они то скачут, неся своих седоков-мальчиков - какое прекрасное детство -мечта! - с водопоя, то просто стоят в покое (мать возле жеребеночка и картина называется «Покой» (1987)), они то будто плывут из ночи, из миража, то сливаются аж с самим мирозданием космосом («Преломление», 1996) гривами; и смотрит такой конь огромным оком на зрителя, как… Сам Бог. Очень строго, внимательно, но и понимающе, преданно любяще. Все! Кажется теперь даже, что лошадь - будто бы все! И впечатление это от картины в картине все более усиливается, художник заставляет властно следовать за собой и своими идеями, а идеи-то очень-очень сильные, и иные тем более, очень нужные, ведь мы потеряли Идею ныне… А когда Россия была без Идеи, как Веры? Но как же можно было ее потерять - вот же она! Вот Белая лошадь возле дерева распятия с человеком с ним слившимся, но вот же сердце звездою его горит! Языческий мир и Христос слились воедино, да это одно и то же! Язычество родило Христа, и Христос определил язычество! В этом полотне «Белая лошадь» (1993) - все о Человеке и Его Мире, все об идеале Человека и Смысле Его жизни. Звезда горит - значит, Бог жив, только надо открыть очи и раскрыть сердца свои … и увидите - из Тьмы выступит. Он - Свет! Фоторепродукция Валерия Тумбаева картины «Радужный табун».
Да, лошадь лишь потому столь емкий символ, что она неотъемлема от человека. Она - и труд его и праздник! Вон, как несет она свадьбу нам навстречу - праздник людям несет и в их празднике! - в картине «Сян толеш» - «В Корамасах праздник» (1995). А вот она и мечта мальчика в «Ночном» слились воедино средь просторов Мира; и огонь костерка поднимается дымком кверху - вертикаль отдачи энергии, желания полета. Огонь костра, чудные сумерки и любимые кони - о чем же мечтает мальчик? Бесконечные! И прекрасные! О чем же можно мечтать, как не о Прекрасном, в таком прекрасном Мире? Весь Мир - мечта! Кругом тайна! Разглядывай и узнавай - вечности не хватит для узнавания, ибо и Мир развивается и бесконечен! Вон лошадь выходит, будто прямо из расщелины древа - «Лунный свет! (2002 г.) - кажется, будто древо родило лошадь. Невозможно? Но смотришь, и сомнения нет никакого: а почему нет? Ведь Мир этот так загадочен, что и камень когда-то расцвел первой мшанкой лишайника, принесенного из бесконечного Мира Вечности, и вечность она летела до камня! Да почему от дерева не может родиться лошадь?.. Ведь древо - тоже живое, сама жизнь! А жизнь и рождает жизнь! В этом Мире нет смерти, ибо, если появилась жизнь, то значит, смерть и родила жизнь - так какая же это смерть?..  Фоторепродукция Валерия Тумбаева картины «Преломление» - 1996.
Да, этот Мир очень таинственен! И Иван Ямбердов, казалось бы, силой всего своего таланта, всех художественных средств (а он ими владеет лихо!), цвета, рисунка, образов - силой всей мысли! - внушает это. Вглядитесь! Вдумайтесь! Любите жизнь! Мудрейте! Будете прекрасны! Трудитесь! Трудитесь всю жизнь и радуйтесь, ведь трудиться так прекрасно, и только так и можно стать прекраснее!.. И все для этого! И лошади тоже! Глядите на них! Разве они не прекрасны? Что вам еще нужно? Что вы увидите у Мира, несясь бешено на железном автомобиле, сжигающем кровь земли - нефть?
Ходите чаще пешком медленно и слушайте Мир, а еще лучше - вон, скачите на гордом коне - и сразу поразитесь диву этого Мира! И станете сильные, как «Красные кони» (1993-2000) Ивана Ямбердова, с которыми сила - Свет всего Мироздания; сполохом соединило оно их бег в полете могучего духа. Поразительно смотреть на эту картину. Ее писал, поделывал и снова исправлял художник аж девять лет, и только лишь, когда нашел этот яркий свет, объявший коней, восхитился от достигнутого и удовлетворился… конечно, на время, ибо полностью подлинный художник никогда удовлетвориться достигнутым не может, да и права не имеет.

 Фоторепродукция Валерия Тумбаева картины «Сÿян толеш»(«В Карамасах праздник») - 1995.

Интересно работает этот найденный им удивительный цвет-свет, не зря он искал его так долго! Чем дальше отходишь от картины - тем он сильнее, ярче бьет - вот оно, подлинное мастерство! Не верите? Сходите! И еще посмотрите эту картину вот так: сначала медленно подходя к ней, потом отходя - и вы увидите, что кони точно помчатся, что они именно уже мчатся! На вас! К вам! Чтобы вас поднять! Ведь за ними Сила! Мощь всего Мира, Космоса! И именно не страшно на это смотреть - что они мчатся на тебя! - потому что чувствуешь, что они - для тебя и к тебе! С любовью рвутся! Служить хотят! А этот сполох сзади них - особый знак Ивана Ямбердова, это и древо, и звезда, это вся Энергия! Символ богатства его души! Он весь рвется к зрителю, хочет любви их сердцам своим творением и хочет себе любви за свою Любовь. Лошадь - это такая самоотверженная любовь к человеку!.. Лошадь - это вся Россия! Тут можно вспомнить и тройку Гоголя, и Савраску Достоевского, и… но не будем об этом! Хотя почему бы и нет? «Белая лошадь» - 1993

Да, жизнь трудна, но она и прекрасна - сходите на выставку и еще больше в этом утвердитесь! Да, России трудно ныне, но, когда России было легко, и поэтому-то она сильна, трудолюбива, она любит именно, как лошадь… чисто, самоотверженно! И думается, именно с этого года лошади, в котором мы сейчас живем, Россия зацветет еще краше. Вы верите? Если нет, то посмотрите «Радужный табун», и тогда поверите и в себя, и в Россию, да и во все человечество!
Но тогда помните всегда, что Иван Ямбердов помог открыть вам ваше сердце талантом своим. Запомните! ИВАН ЯМБЕРДОВ - прекрасный - мы не побоимся даже сказать - выдающийся марийский художник.

Александр Зенкин.
г. Йошкар-Ола.

На фотографиях: наедине со своей картиной; в торжественный момент открытия персональной выставки в июле 2002 г. в Республиканском музее изобразительных искусств. Фото Петра Васильева. Фоторепродукции Валерия Тумбаева картин «Радужный табун», «Преломление», «Сÿян толеш», «Белая лошадь».